Нормативно-правовая база медицинской профилактики

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

"Фунт профилактики стоит пуда лечения".
Английская пословица

 

 

Нормативно-правовая база медицинской профилактики. Сборник нормативных документов. – ЦМП-2010г.
В данном пособии представлены основные законода­тельно-нормативные акты, позволяющие правильно организовать профилактическую работу среди населения.


Данные сборник  предназначен для , главных врачей лечебно-профилактических учреждений, всех специалистов, занимающихся гигиеническим обучением и воспитанием населения, врачей амбулаторно-поликлинической сети и стационаров.

 

Приказ МЗ и СР РФ № 28 от 18.01.2006 г. Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2006 года N 28 «Положение об организации деятельности врача-педиатра участкового»

Приказ МЗ РФ № 224 от 30.04.2006 г. «Об утверждении Положения об организации проведения диспансеризации проведения беременных женщин и рожениц»

Приказ МЗ РФ N 506/92 24 октября 2003 г. «Об утверждении программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004 2010гг»

 

Приказ МЗ и МП РФ N 364 22 декабря 1995 г. «О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации»

 

Приказ МЗ РФ N 444 от 14 декабря 1999 г. « О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов»

 

Методические рекомендации Минздрава СССР "Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях" 12 июня 1980 г. N 08-14/4-14

Методические рекомендации Минздрава СССР "Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях" 12 июня 1980 г. N 08-14/4-14

Законодательство по организации деятельности центров здоровья

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

Приказ Минздравсоцразвития России №302н от 10 июня 2009 г. «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

 

 

Здоровье населения определяет состояние общества.

Негативные тенденции состояния здоровья населения Республики Башкортостан и ,в частности г.Салавата, которые являются следствием резкого увеличения количества курящего населения, обострившей­ся проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании, уменьшение числа лиц, зани­мающихся физкультурой и спортом, нерационального питания, состояние хронического психологического стресса приводят к увеличению смертности и инвалидизации, умень­шению рождаемости и продолжительности жизни. Все это требует целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится гигие­ническое обучение и воспитание с целью формирования здорового образа жизни.

На состояние здоровья влияет:

образ жизни людей – 50-55% ;

факторы окружающей среды – 20-25% ;

генетические факторы – 15-20% ;

медицинские факторы (служба здравоохранения) – 10-15% .

Это говорит о том, что сами по себе достаточность финансирования и общедоступ­ность медицинской помощи еще не являются гарантией улучшения уровня здоровья населения. Им должны сопутствовать деятельность органов здравоохранения по форми­рованию и поддержанию здорового образа жизни у населения, по охране окружающей среды и созданию здоровых условий труда. Мероприятия по охране и укреплению здоро­вья населения являются приоритетными во всех амбулаторно-поликлинических учреж­дениях, особенно в создаваемых структурах общеврачебной практики.

Как известно, гигиеническое обучение – обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого ме­дицинского работника больницы и поликлиники. С помощью санитарного просвещения медицинские работники могут влиять:

на предупреждение возникновения заболеваний (посредством пропаганды здорового образа жизни);

на раннее обращение за медицинской помощью (посредством пропаганды мер первичной профилактики отдельных заболеваний);

на сроки выздоровления (в процессе постоянного врачебного наблюдения);

на эффективность долечивания и восстановления трудоспособности (реабилитации);

на повторную госпитализацию (посредством пропаганды мер вторичной про­филактики – школы здоровья).

Таким образом, гигиеническое обучение в деятельности ЛПУ – один из основных инструментов медицинской профилактики. Важный фактор, непосредственно влияю­щий на эффективность лечебной и профилактической работы, и тем самым на экономи­ческие показатели здравоохранения. Мировой опыт свидетельствует о высокой эффек­тивности профилактической деятельности.

Несмотря на то, что гигиеническое обучение, согласно официальным документам, является неотъемлемым и важным компонентом лечебно-профилактической деятель­ности врачей и среднего медицинского персонала больниц и поликлиник, метод этот ис­пользуется недостаточно. Недооценивается информационное значение санитарно-про­светительного оформления в пропаганде мер профилактики заболеваний и сохранении здоровья.

 

Нормативно-правовая база медицинской профилактики, как раздела здравоохранения

В соответствии с Декларацией ООН о правах человека и пониманием здоровья как состояния полного физического, духовного и социального благополучия Устав всемирной организации здравоохранения гласит, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического и социального положения, а достижения каждого государства в улучшении и охране здоровья представляют ценность для всех. Право на здоровье приобрело характер одного из важнейших политических, социальных и экономических положений в современном мире. Учитывая накопленный в нашей стране и зарубежных странах опыт по правовому обеспечению охраны здоровья населения, в Российской Федерации действующее законодательство в основном соответствует международным нормам и правилам.
В РФ основополагающими законами, регламентирующими охрану здоровья населения, являются Конституция РФ и «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.).

 

Конституция Российской Федерации

Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

 

Статья 41, пункт 1 Конституции гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бес-

платно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

 

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, му­ниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способству­ющая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологи­ческому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Основы законодательства Российской Федерации

об охране здоровья граждан

от 22 июля 1993 г. N 5487-I

 

РАЗДЕЛ IV

Права граждан в области охраны здоровья

Статья 19.

Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье.

Граждане, имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной ин­формации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополу­чии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

РАЗДЕЛ VIII

Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам

Статья 38.

Первичная медико-санитарная помощь

Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплат­ным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает:

- лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, ме­дицинской профилактики важнейших заболеваний;

- санитарно-гигиеническое образование, проведение мер по охране семьи, мате­ринства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-сани­тарной помощи гражданам по месту жительства.

Финансирование первичной медико-санитарной помощи осуществляется за счет средств муниципального бюджета, целевых фондов, предназначенных для охраны здоро­вья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

 

 

Статья 43.

Порядок применения новых методов профилактики, диагностики, лечения, лекарственных средств, иммунобиологических препаратов и дезинфицирующих средств и проведения биомедицинских исследований

Пропаганда, в том числе средствами массовой информации методов профилактики, диагностики, лечения и лекарственных средств, не прошедших проверочных испытаний в установленном порядке, запрещается. Нарушение указанной нормы влечет ответствен­ность, установленную законодательством РФ.

Реклама медикаментов, изделий медицинского назначения, медицинской техники, а также реклама методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации осущест­вляется в порядке, установленном законодательством РФ о рекламе.

 

Постановление Правительства

от 31.08.2000г. № 1202-р

«Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г».

 

Ставится задача скорейшего «создания постоянно действующей информационно - пропагандистской системы, направленной на профилактику заболеваний». Признаётся высокая актуальность и необходимость структурных и организационных преобразований в системе здравоохранения с целью «уделить больше внимания проведению предупредительных мероприятий и профилактике заболеваний». Одним из ключевых моментов в реализации Постановления Правительства названа подготовка специалистов по вопросам пропаганды здорового образа жизни и организации работы в сфере медицинской профилактики.

 

«Концепция охраны здоровья здоровых в РФ»

(протокол № 12 от 25.06.2002 г.)

в которой декларировано новое направление в деятельности здравоохранения - переход от системы, ориентированной на лечение заболевания, к системе охраны здоровья граждан, основанной на приоритете профилактики заболеваний. Данная концепция базируется на здоровьецентричной модели организации здравоохранения.

 

 

 

 

Концепция

сохранения и укрепления здоровья населения Российской Федерации методами и средствами гигиенического обучения и воспитания

(к решению Коллеги Минздрава России от 30 июля 1997 г. N 11)

 

К числу важнейших профилактических мероприятий относится гигиеническое обучение и воспитание населения, главной целью которого является формирование у населения здорового образа жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Как свидетельствует мировой опыт, эффективность этой профилактической деятельности исключительно высока.

 

Федеральный закон

Об ограничении табака

от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ

 

Статья 7. Пропаганда знаний о вреде курения табака

1. Федеральные органы исполнительной власти по здравоохранению, федеральные органы исполнительной власти по образованию и федеральные органы исполнительной власти по культуре обязаны через средства массовой информации регулярно осуществлять пропаганду знаний о вреде курения табака.
2. В целях реализации положений настоящего Федерального закона общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия на организм человека курения табака. Не допускаются демонстрация курения табака во вновь создаваемых телевизионных фильмах, в кинофильмах и спектаклях, если такое действие не является неотъемлемой частью художественного замысла, и демонстрация курения табака общественными и политическими деятелями в средствах массовой информации.

 

Федеральный закон

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

№ 52-ФЗ от 12.03.99г.

Глава I. Общие положения

Статья 2.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством:

- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической об­становкой и прогнозом ее изменения;

- выполнения санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприя­тий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предприятиями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;

- мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекци­онных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях;

- мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения по пропаганде здоро­вого образа жизни;

- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Россий­ской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Статья 6.

Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитар­но-эпидемиологического благополучия населения относят: реализацию мер по гигиени­ческому обучению и воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни.

Глава II. Права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья 10.

Обязанности граждан

Граждане обязаны: заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и обучении своих детей.

Глава III. Санитарно-эпидемиологические требования обеспечения безопасности среды обитания для здоровья человека

Статья 28.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения

В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организаци­онно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, со­хранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

 

Глава IV. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия

Статья 29.

Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболе­ваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными норма­тивными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе по проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Статья 36.

Гигиеническое воспитание и обучение

Гигиеническое воспитание и обучение граждан обязательны, направлены на повы­шение их санитарной культуры, профилактику заболеваний и распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое воспитание и обучение граждан осуществляется:

- в процессе воспитания и обучения в дошкольных и других образовательных учреждениях;

- при подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников посредством включения в программы обучения разделов о гигиенических знаниях;

- при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения.

 

Федеральный закон

Об основных гарантиях прав ребенка

в Российской Федерации

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

 

Федеральный закон

«О рекламе»

№ 37-ФЗ от 11 марта 2006 года

Глава I. Общие положения

Статья 5. Общие требования к рекламе

Пункт 5. В рекламе не допускаются:

- использование образов медицинских и фармацевтических работников, за ис­ключением такого использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены в рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацев­тические работники, в рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских и фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях, предназначенных для медицинских и фар­мацевтических работников.

Статья 24. Реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения

Пункт 8. Реклама лекарственных средств в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам врачей, методов лечения, а также изделий медицинского назначения и меди­цинской техники, для использования которой требуется специальная подготовка, не до­пускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для меди­цинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

 

Глава III. Особенности рекламы отдельных видов товаров

Статья 25. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания

Пункт 1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

- создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

- содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состоя­ния в результате применения таких добавок;

- побуждать к отказу от здорового питания;

- создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт про­ведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

 

 

Приказ

МЗ РФ № 113 от 21.03.2003 г.

Создание системы активного сохранения, восстановления и укрепления здоро­вья людей, реализацию потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни. Предполагает в результате активных действий снижение преждевременной смертности и инвалидизации населения, увеличение средней продол­жительности и качества жизни, увеличение объема существующих оздоровительных ме­роприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.

 

Приказ

МЗ РФ № 350 от 20.11.2002 г.

О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи

населению Российской Федерации с изменениями на 17 января 2005 года)

Приложение № 2

Положение об организации деятельности медицинской сестры (врача общей практики)

5. Медицинская сестра врача общей практики осуществляет следующие функции:

5.10. Организует и проводит гигиеническое обучение и воспитание населения.

Приложение № 3

Положение об организации деятельности центра общей врачебной (семейной) практики

5. Центр осуществляет следующие функции:

5.1. Проведение комплекса профилактических мероприятий по предупрежде­нию и снижению заболеваемости, инвалидности и смертности, раннему выявлению заболеваний.

5.10. Оказание консультативной помощи семье по вопросам:

вскармливания, гигиенического воспитания детей, предупреждения от­клонений в состоянии здоровья детей, подготовки их в образовательные учреждения;

охраны репродуктивного здоровья, обеспечения безопасного материнства, планирования семьи, контрацепции, этики, психологии, социальных и меди­ко-сексуальных аспектов семейной жизни.

Приказ

МЗ РФ № 60 от 19.01.1983 г.

О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах

Приложение № 19

Инструкция о санитарно-просветительской работе детской городской

поликлиники (отделения)

Санитарное просвещение, являющееся неотъемлемой частью всей лечебно-профи­лактической деятельности детской городской поликлиники, включается в качестве само­стоятельного раздела в ее планы и отчеты.

Основные задачи санитарно-просветительной работы:

1. Распространение среди населения гигиенических знаний по охране здоровья детей.

2. Привитие родителям гигиенических навыков, необходимых для создания опти­мальных условий развития детей и формирования у них поведения, соответствующего здоровому образу жизни.

3. Формирование готовности населения к участию в профилактических осмотрах детей, своевременному обращению за медицинской помощью, выполнению врачебных назначений.

4. Санитарное просвещение немедицинских работников детских поликлиник, до­школьных учреждений и школ, обеспечивающих уход за ребенком и его воспитание.

 

Приказ МЗ РФ № 139 от 04.04.2003 г.

 

Об утверждении Инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений

 

… обеспечение профилактики заболеваемости детей в образовательных учреждени­ях, улучшение состояния здоровья путем использования оздоровительных технологий, применения предлагаемого перечня оборудования и методик оздоровительных техноло­гий, согласованных с Министерством образования Российской Федерации.

 

Приказ

МЗ РФ № 330 от 05.08.2003 г.

О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации

Приложение № 1

Положение об организации деятельности врача-диетолога

 

4. Врач-диетолог обязан:

б) консультировать больных по вопросам лечебного и рационального питания;

н) проводить активную санитарно-просветительную работу по рациональному и лечебному питанию для всех сотрудников лечебно-профилактического учреждения и больных.

 

Приказ

МЗ РФ № 455 от 23.09.2003 г.

О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации

Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

- организовать работу по профилактике неинфекционных заболеваний как приоритет­ного направления здравоохранения, включая ее в результаты оценки качества и модели конечного результата деятельности подразделений и учреждений здравоохранения с ис­пользованием экономических стимулов;

- рассмотреть вопрос о включении медицинских услуг по профилактике заболеваний в территориальные программы обязательного медицинского страхования.

 

Приказ

МЗ и СР РФ № 487 от 29.07.2005 г.

Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи

Приложение к приказу Порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи

Пункт 2. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неот­ложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гиги­еническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Пункт 6. Обязанность учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акуше­рами-гинекологами, другими врачами-специалистами, а также специалистами со сред­ним медицинским образованием и высшим сестринским образованием, в соответствии с установленным порядком.

Пункт 8. Амбулаторно-поликлиническая помощь включает:

– проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболева­емости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых бо­лезней и факторов риска;

- восстановительное лечение;

- диспансерное наблюдение больных, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

- диспансеризацию беременных женщин;

- диспансеризацию здоровых и больных детей;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

- осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе по вопросам здорового образа жизни.

 

МЗ и СР РФ № 765 от 07.12.2005 г.

Об организации деятельности врача-терапевта участкового

Приложение № 1

Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового

6. Врач-терапевт участковый:

- формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения;

- осуществляет санитарно-гигиеническое образование, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;

- осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет школы здоровья;

- изучает потребности обслуживаемого им населения в оздоровительных мероприя­тиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий.11


Приказ

МЗ и СР РФ № 28 от 18.01.2006 г.

Приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2006 года N 28

Положение

об организации деятельности врача-педиатра участкового

5. Врач-педиатр участковый оказывает первичную медико-санитарную помощь кон­тингенту, сформированному преимущественно по территориальному принципу и на ос­нове свободного выбора врача пациентами.

6. Врач-педиатр участковый:

- осуществляет работу по охране репродуктивного здоровья подростков;

- разрабатывает комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий, обеспечивает контроль за выполнением режима, рационального питания, своевременного проведения мероприятий по профилактике у детей алиментарных расстройств, рахита, анемии и дру­гих заболеваний;

- обеспечивает проведение мероприятий по профилактике и раннему выявлению у детей гепатита В и С, ВИЧ-инфекции.

 

Приказ

МЗ РФ № 224 от 30.04.2006 г.

Об утверждении Положения об организации проведения диспансеризации проведения беременных женщин и рожениц

Медицинские работники учреждений охраны материнства и детства должны прово­дить физическую и психопрофилактическую подготовку беременных женщин к родам, осуществлять формирование мотивации у беременной женщины и семьи к рождению и воспитанию здорового ребенка; осуществлять санитарно-гигиеническое образование бере­менных женщин по вопросам грудного вскармливания, профилактику абортов и заболеваний репродуктивной системы.

 

 

Приказ

МЗ РФ N 506/92 24 октября 2003 г.

 

Об утверждении программы «О мерах по улучшению состояния здоровья детей Российской Федерации на 2004 2010гг»

Государственная поддержка материнства и детства , охрана здоровья матери и создание условий для ,рождения здоровых детей, профилактика детской pзаболеваемости и инвалидности, предупреждение и снижение материнской и детской в том числе, младенческой смертности, улучшение питания матерей и детей, сохранение и укрепление здоровья детей в т.ч. подросткового возраста, повышение интеллектуального, трудового и оборонного потенциала страны.

Приказ

МЗ и МП РФ N 364 22 декабря 1995 г.

О мерах по развитию медицинской профилактики в Российской Федерации

 

Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации разработан и осуществлен ряд организационных мероприятий, направленных на совершенствование и дальнейшее развитие этой важной сферы деятельности органов и учреждений здравоохранения. Активно развивается сотрудничество с ВОЗ и его Европейским региональным бюро, другими организациями в рамках международных комплексных профилактических программ СИНДИ, МОНИКА, борьба со СПИДом, курением, другими вредными привычками.

Более целенаправленной стала организационно-методическая деятельность Государственного НИЦ профилактической медицины в выполнении превентивных программ. Для научно-методического обеспечения службы медицинской профилактики и укрепления здоровья создан Федеральный НИИ медицинских проблем формирования здоровья.

Республиканский и территориальный центры здоровья, с учетом расширения сферы их деятельности, преобразованы в центры медицинской профилактики. На них возложены функции по организации

и координации работы учреждений здравоохранения по первичной и вторичной профилактике заболеваний, медицинским аспектам формирования здоровья, медико-гигиеническому обучению и воспитанию населения, в том числе по пропаганде медицинских гигиенических знаний с учетом показателей заболеваемости населения и народных традиций конкретного региона.

Приказ

МЗ РФ N 444 от 14 декабря 1999 г.

О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода и других микронутриентов

 

П. 7.5. Обеспечить бесперебойное снабжение йодированной солью подведомственных Минздраву России детских и лечебных учреждений.

П. 7.6. Организовать широкую разъяснительную работу среди населения о мерах личной и общественной профилактики заболеваний, обусловленных

дефицитом йода и других микронутриентов.

 

 

Методические рекомендации Минздрава СССР

"Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях"

12 июня 1980 г. N 08-14/4-14

Профилактика заболеваемости детей острыми респираторными вирусными инфекциями в детских дошкольных учреждениях представляет одну из важных проблем здравоохранения.

Респираторная инфекция способствует формированию у детей очагов хронического воспаления, развитию аллергических заболеваний, обострению латентных очагов инфекций. Специфическая вакцинопрофилактика острых респираторных вирусных заболеваний не может рассматриваться как вопрос ближайшего будущего ввиду большого числа возбудителей. Тем самым повышается роль комплекса неспецифических мер профилактики и противоэпидемических мероприятий в борьбе с этими болезнями.


Методические рекомендации

по организации деятельности медицинских работников, осуществляющих медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательных учреждениях

« 15 » января  2008 г. № 207 - ВС
Раздел I. Положение об организации деятельности врача-педиатра, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательном учреждение

3. Врач-педиатр обязан:

- организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата;

- организовывать и проводить профилактические мероприятия по оздоровлению обучающихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции;

- организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний органов зрения;

- организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний органов пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройств питания;

- организовывать и проводить профилактические мероприятия по предупреждению основных стоматологических заболеваний;

- организовывать и проводить иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

- организовывать и проводить профилактические мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию в рамках формирования здорового образа жизни;

- организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в общеобразовательном учреждение;

- проводить работу по профессиональной ориентации обучающихся с учетом состояния здоровья;

Раздел II. Положение об организации деятельности медицинской сестры, осуществляющей медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательном учреждение

П. 6. Медицинская сестра обязана:

- проводить профилактические мероприятия направленные на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях;

- организовывать и проводить доврачебный профилактический медицинский осмотр обучающихся, в том числе по лабораторно-диагностическим исследованиям;

- совместно с врачом, организовывать и проводить профилактические медицинские осмотры обучающихся (врачебный, специализированный);

- проводить под контролем и в присутствии врача иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям;

- организовывать и проводить противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в общеобразовательном учреждение;

- проводить работу по санитарно-гигиеническому просвещению, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний;

Раздел III. Положение об организации деятельности врача-стоматолога детского, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательном учреждение

П. 9. Врач-стоматолог детский обязан осуществлять:
- проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся;
- проведение плановой санации полости рта;
- диспансерное наблюдение и лечение обучающихся со стоматологическими заболеваниями (кариес, гингивит, заболевания слизистой оболочки рта, некариозные поражения зубов);
- санитарно-гигиеническое просвещение по профилактике стоматологических заболеваний;

Раздел IV. Положение об организации деятельности гигиениста стоматологического, осуществляющего медицинское обеспечение обучающихся в общеобразовательном учреждение

П. 12. Гигиенист стоматологический обязан осуществлять:

- проведение плановой  профилактики стоматологических заболеваний, с учетом индивидуальных особенностей общего состояния здоровья и стоматологического статуса, в индивидуальные сроки для каждого обучающегося;

- проведение санитарно-гигиенического просвещения педагогического персонала и родителей по профилактике стоматологических заболеваний у обучающихся;

- проведение  контролируемой  чистки зубов, индивидуальное обучение гигиене полости рта;

- проведение коррекции  навыков гигиенического ухода и подбор средств гигиены полости рта;

- проведение комплекса  профессиональной гигиены полости рта с использованием современных технологий, в том числе обучающихся с ортодонтическими конструкциями;

 

Законодательство по организации деятельности центров здоровья

Постановление Правительства Российской Федерации

от 18 мая 2009 г. N 413

«О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

 

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Правительство Российской Федерации постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой оборудования для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

2. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить:

перечень оборудования, приобретаемого для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака;

перечень специальностей, по которым будет осуществляться подготовка медицинских кадров для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака;
требования к организации деятельности центров здоровья, создаваемых на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований.

3. Финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем размещения заказов на выполнение работ и оказание услуг по пропаганде здорового образа жизни, в том числе на проведение коммуникационных кампаний, на сумму 454,3 млн. рублей.

4. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также Российской академии медицинских наук по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации организовать подготовку и обучение медицинского персонала учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

 



П Р А В И Л А

предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой оборудования для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака

1. Настоящие Правила устанавливают порядок предоставления в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой оборудования для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака (далее - субсидии).

2. Субсидии в размере согласно приложению предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации при выполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующих условий:
а) наличие региональных целевых программ, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака;
б) выделение и подготовка площадей в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований для организации на функциональной основе центров здоровья в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

3. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации до 30 июня 2009 г. заключает с высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных в приложении к настоящим Правилам, соглашения о реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака (далее - соглашение), по форме, утверждаемой указанным Министерством.

4. Предоставление субсидий осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации при выполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующих условий, предусмотренных соглашением:
а) проведение мероприятий по оснащению в соответствии с перечнем оборудования, утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, создаваемых в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований на функциональной основе центров здоровья в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака;

б) утверждение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка передачи в случае необходимости оборудования в собственность муниципального образования;

в) обеспечение подготовки медицинских кадров по специальностям, определяемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

5. Размер субсидий, указанный в приложении к настоящим Правилам, определен исходя из среднего размера стоимости приобретаемого оборудования.

6. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации определяется в соглашении исходя из размера средств, необходимых для выполнения условий, указанных в пункте 4 настоящих Правил, и должен составлять не более 70 процентов размера расходного обязательства.

7. Субсидии перечисляются в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации, после представления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации информации о выполнении условий, указанных в пункте 6 настоящих Правил.

8. Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, и осуществленных поставках оборудования по форме, утверждаемой указанным Министерством.

9. Остаток не использованных в текущем финансовом году субсидий, потребность в которых сохраняется, подлежит использованию в очередном финансовом году на соответствующие цели в порядке, установленном настоящими Правилами.
При установлении Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации отсутствия потребности субъекта Российской Федерации в указанных субсидиях их остаток подлежит возврату в доход федерального бюджета.
В случае неперечисления указанного остатка субсидий в доход федерального бюджета эти средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в установленном порядке.

10. При установлении факта нарушения субъектом Российской Федерации условий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, к указанному субъекту Российской Федерации применяются меры, установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.

11. Контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора в соответствии с установленными полномочиями.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту постановления Правительства Российской Федерации «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

 

В настоящее время среди населения Российской Федерации зарегистрировано около 220 млн. различных заболеваний, основными из которых являются болезни органов дыхания (23,6%), болезни системы кровообращения (13,6%), органов пищеварения (7,3%), новообразования (2,4%) и другие.

По данным Всемирной организации здравоохранения в Российской Федерации лидирующими факторами риска смертности и заболеваемости являются высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, курение и алкоголь. Кроме того, выявлена следующая взаимосвязь смертности с основными факторами риска (вклад в общую смертность): табак – 17,1%, несбалансированное питание (недостаток фруктов и овощей) – 12,9%, избыточный вес – 12,5%, алкоголь – 11,9%.

Таким образом, в Российской Федерации назрела необходимость разработки и реализации комплекса мер, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» на данные цели предусмотрены ассигнования федерального бюджета в размере 830 млн. рублей.

Во исполнение статьи 10 указанного Федерального закона и с целью реализации с 2009 года в Российской Федерации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработан проект постановления Правительства Российской Федерации «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (далее – проект постановления).

Проектом постановления предусматривается выделение ассигнований федерального бюджета в размере 454,3 млн. рублей на проведение кампании по формированию здорового образа жизни и 375,7 млн. рублей на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

Основными принципами реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации (далее – Мероприятия), являются:

пропаганда здорового образа жизни;

мотивирование граждан к личной ответственности за своё здоровье;

просвещение и информирование населения о вреде употребления табака и злоупотребления алкоголем;

содействие прекращению употребления табака и алкоголя.

 

В рамках указанных направлений будут решаться следующие задачи.

I. Формирование ответственного отношения к собственному здоровью, здоровью членов семьи, ближайшего социального окружения и общества в целом путем проведения социальной коммуникационной кампании, формирования культурных образцов здорового образа жизни специальными кампаниями социальной рекламы и акциями; демонстрацией культурных образцов, в том числе через искусство, кино и телевидение.

Эффективность информационных кампаний научно обоснована, неоспорима и поддерживается Всемирной организацией здравоохранения. Кампании в средствах массовой информации являются ключевыми, поскольку они влияют на осведомленность населения о табаке и алкоголе, формируют отношение к их потреблению и влияют на поведение в среде курящих и некурящих, злоупотребляющих спиртными напитками и непьющих, а также формируют здоровый образ жизни граждан.

Кампания по формированию приоритетов здорового образа жизни населения России будет состоять из нескольких этапов, активная фаза рассчитана на несколько лет реализации. Задача первого года реализации программы – запуск новой государственной программы (заявление позиции государства), привлечение внимания общественности, бизнес-сообщества. в качестве приоритетных направлений на 2009 год в рамках программы Минздравсоцразвития России определяет начало кампаний против табакокурения, злоупотребления алкоголем и профилактика здоровья.

Для успешной реализации коммуникационных кампаний будет использован комплексный интегрированный подход. В рамках кампаний планируется:

  • разработка фирменного стиля, атрибутики программы,

  • разработка и размещение видео- и аудиороликов на федеральных телевизионных каналах и радиостанциях,

  • разработка и размещение наружных рекламных носителей,

  • запуск интеграционного портала «Здоровая Россия», содержащего тестовые и навигационные программы, позволяющие пользователю оценивать свое здоровье и ориентироваться в современных подходах здорового образа жизни,

  • организация работы бесплатной «горячей» телефонной линии,

  • проведение интернет-кампаний,

  • проведение акций и мероприятий.

Учитывая сложность темы, задач, планируется поэтапное измерение результатов кампаний, корректировку сообщений, тактических задач в процессе реализации программы.

Исходя из средней стоимости коммуникационной кампании - 70 млн. рублей (70% средств - на размещение видео и аудио роликов на федеральных телевизионных каналах и радиостанциях). Общие затраты на проведение шести коммуникационных кампаний составят 420 млн. рублей.

II. На основе анализа зарубежного опыта по пропаганде здорового образа жизни считается своевременным разработка и запуск в 2009 году цикла телевизионных программ на федеральном канале − 26 (двадцать шесть) минут каждая программа цикла. Цикл – 8 программ. Время показа телевизионных программ – выходной день. Задача программ: показать изобразительными художественными способами с использованием профессиональных технических средств негативное воздействие нездорового образа жизни на человеческий организм и тело, а также возможность предотвращения преждевременного старения или смерти на примере конкретного человеческого организма.

Исходя из стоимости выпуска одной программы 4,285 млн. рублей, общие затраты на выпуск цикла передач составят 34,28 млн. рублей.

Итого по пропаганде здорового образа жизни – 454,28 млн. рублей.

III. Важным компонентом развития профилактического звена здравоохранения является создание сети центров здоровья, кабинетов профилактики и кабинетов здорового ребенка, что обусловлено целесообразностью проведения расширенной кампании по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака. В Российской Федерации деятельность центров, отделений (кабинетов) медицинской профилактики в настоящее время приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», а деятельность органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний регламентируется приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.09.2003 № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», которым утверждены:

1. Положение об организации деятельности республиканского, краевого, областного, окружного, городского центра медицинской профилактики.

2. Положение об организации деятельности отделений (кабинетов) медицинской профилактики.

3. Примерный табель оснащения республиканских, краевых, областных, окружных, городских центров, отделений (кабинетов) медицинской профилактики.

4. Отчетная форма № 70 «Сведения о деятельности центра медицинской профилактики».

5. Учетная форма № 038/у-02 «Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике».

В соответствии с проектом постановления на реализацию Мероприятий в субъектах Российской Федерации в 2009 г. из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации будут предоставлены субсидии на закупку оборудования для оснащения центров здоровья.

Размер субсидии бюджету i –го субъекта Российской Федерации определяется формуле:

 

Сi = Ai x Bi + Di x Ei + Yi х Zi ,

где:

Ai, Di, Yi – средняя стоимость единиц оборудования, необходимого для оснащения расположенных на территории i –го субъекта Российской Федерации медицинских учреждений, оказывающих профилактическую помощь населению (определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации);

Bi, Ei, Zi – количество единиц оборудования, необходимых для оснащения расположенных на территории i –го субъекта Российской Федерации медицинских учреждений, оказывающих профилактическую помощь населению (определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации).

Для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будет закупаться оборудование в соответствии с перечнем оборудования, разработанным Минздравсоцразвития России. После принятия данного постановления Правительства Российской Федерации перечень будет утвержден приказом Минздравсоцразвития России. Расчетная стоимость набора оборудования необходимого для оснащения школы здоровья (в ценах соответствующих лет) составляет 748,45 тыс. руб.

В 2009 г. в рамках реализации Мероприятий планируется создать и оснастить оборудованием 502 центра здоровья на базе учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований всех субъектов Российской Федерации из расчета один центр здоровья на 200 тыс. жителей с перспективой дальнейшего увеличения в ближайшие годы количества центров до одного на 50 тысяч жителей.

Центры здоровья будут осуществлять следующие основные функции:

- методического, консультационного, образовательного обеспечения (все формы) для специалистов кабинетов (отделений) профилактики учреждений первичного звена медицинской помощи (ФАПы, поликлиники и др.);

- поддержания информационных ресурсов по эффективным, научно-обоснованным технологиям профилактики;

- осуществления информационного обмена с системой социально-гигиенического мониторинга территориальных органов Роспотребнадзора;

- адаптации к региональным условиям технологии индивидуальной, групповой и популяционной профилактики с учетом факторов риска;

- разработки предложений к стандарту индивидуальной профилактики и региональным программам;

- организации и проведения комплекса профилактических мероприятий на индивидуальном, групповом и популяционном уровнях.

Ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на закупку оборудования для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований будут предоставляться бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий, в соответствии с действующим законодательством. Согласно соглашению, заключаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации, о реализации Мероприятий предоставление субсидий будет осуществляться при выполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующих условий:

а) оснащение оборудованием в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

б) проведение мероприятий по созданию кабинетов профилактики и кабинетов здорового ребенка в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для оказания профилактической помощи населению;

в) проведение мероприятий по созданию центров здоровья в межрайонных учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации для оказания профилактической помощи населению;

г) выделение и подготовка помещений для закупаемого оборудования;

д) обеспечение подготовки медицинских кадров по специальностям, определяемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации для учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, оказывающих профилактическую помощь населению;

в) утверждение высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка передачи при необходимости оборудования в собственность муниципального образования.

Итого на развитие профилактического звена здравоохранения в соответствии с проектом постановления предусмотрены ассигнования федерального бюджета в размере 375,7 млн. рублей.

Реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни позволит достичь следующих показателей:

  1. Число медицинских работников, прошедших обучение по профилактическим мероприятиям (не менее 15 %).

  2. Количество лиц обратившихся:

2.1. в кабинеты медицинской профилактики (не менее 10% от взрослого населения субъекта Российской Федерации);

2.2. кабинеты здорового ребенка (не менее 90 % детей до года, не менее 40 % детей дошкольного возраста и не менее 20 % школьного возраста и подростков);

2.3. центры здоровья (не менее 5 % населения, обслуживаемого региона).

3. Число посещений портала (не менее 3 000 обращений в день).

4. Число звонков на «горячую линию» (не менее 300 в день).

При расчете экономической эффективности планируемых в 2009 году мероприятий были использованы показатели финансового обеспечения амбулаторно-поликлинической помощи на 1 одного жителя в год, число предотвращенных случаев смерти за счет своевременно выявленных заболеваний и предотвращенные в связи с этим потери ВВП.

По предварительным расчетам, планируемые профилактические мероприятия позволят предотвратить около 9 тысяч случаев смертей в год, при этом эффективность экономических вложений по снижению смертности населения составит 2,5 рубля на 1 рубль затрат.

 

Приказ Минздравсоцразвития России
№302н от 10 июня 2009 г.

О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака»

Зарегистрировано в Минюсте 18 июня 2009, № 14111

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 413 «О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российско Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 21, ст.2563)

п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить:

  • перечень оборудования, приобретаемого для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, согласно приложению № 1;

  • перечень специальностей, по которым будет осуществляться подготовка медицинских кадров для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, согласно приложению № 2;

  • требования к организации деятельности центров здоровья, создаваемых на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований, согласно приложению № 3;

  • форму соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, согласно приложению № 4.

2. Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществлять контроль за использованием оборудования, закупаемого для реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И. Скворцову.

 

Приложение № 1

к приказу Министерства

здравоохранения и социального

развития Российской Федерации

от 10 июня 2009 г. № 302 н

 

Перечень

оборудования, приобретаемого для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака

Примечание.

Наименование и количество единиц оборудования для учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, приобретаемого за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, определяются с учетом имеющейся в этих учреждениях материально-технической базы.

Оборудование для учреждений здравоохранения субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, в которых оказывается профилактическая помощь детям, приобретается с учетом возрастных и функциональных особенностей детского организма.

 

Приложение № 2

к приказу Министерства

здравоохранения и социального

развития Российской Федерации

от 10 июня 2009 г. № 302 н

 

Перечень

специальностей, по которым будет осуществляться подготовка медицинских кадров для государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, участвующих в реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака

 

 

 

№ 
п/п

Наименование оборудования

 

Аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма с комплектом оборудования для измерения параметров физического развития

2.

Система скрининга сердца компьютеризированная (экспресс-оценка 
состояния сердца по ЭКГ-сигналам от конечностей)

3.

Система ангиологического скрининга с автоматическим измерением систолического артериального давления и расчета плече-лодыжечного индекса

4.

Аппарат для комплексной детальной оценки функций дыхательной системы (спирометр компьютеризированный)

5.

Биоимпедансметр для анализа внутренних сред организма (процентное соотношение воды, мышечной и жировой ткани)

6.

Экспресс-анализатор для определения общего холестерина и глюкозы в крови (с принадлежностями)

7.

Оборудование для определения токсических веществ в биологических средах организма

8.

Анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина

9.

Анализатор котинина и других биологических маркеров в крови и моче

10.

Смокелайзер

11.

Кардиотренажер

12.

Пульсоксиметр (оксиметр пульсовой)

13.

Весы медицинские для взвешивания грудных детей

14.

Комплект оборудования для зала лечебной физической культуры

15.

Комплект оборудования для наглядной пропаганды здорового образа жизни

 

 

 

 

  1. Организация здравоохранения и общественное здоровье

 

  1. Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы
  2. Терапия
  3. Педиатрия
  4. Общая гигиена
  5. Гигиеническое воспитание
  6. Гигиена питания
  7. Гигиена детей и подростков
  8. Общая врачебная практика (семейная медицина)
  9. Аллергология и иммунология
  10. Восстановительная медицина
  11. Диетология
  12. Лечебная физкультура и спортивная медицина
  13. Кардиология
  14. Пульмонология
  15. Гастроэнтерология
  16. Акушерство и гинекология
  17. Психиатрия-наркология
  18. Управление сестринской деятельностью

 

 

Приложение № 3

к приказу Министерства

здравоохранения и социального

развития Российской Федерации

от 10 июня 2009 г. № 302 н

 

Требования

к организации деятельности центров здоровья, создаваемых на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований

 

 

  1. Организация деятельности центров здоровья, создаваемых на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждениях здравоохранения муниципальных образований (далее – центр здоровья), осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  2. Центры здоровья создаются на функциональной основе в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации (центрах медицинской профилактики или, при их отсутствии, в иных учреждениях здравоохранения, имеющих опыт работы в области первичной профилактики заболеваний), а также в учреждениях здравоохранения муниципальных образований, на базе которых функционируют отделения (кабинеты) медицинской профилактики

  3. Основной целью деятельности центров здоровья является сохранение индивидуального здоровья граждан и формирования у них здорового образа жизни.

  4. К основным задачам центров здоровья относятся:

информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

пропаганда здорового образа жизни и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

обучение граждан гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь по отказу от потребления алкоголя и табака;

внедрение современных медико-профилактических технологий в деятельность государственных и муниципальных учреждений здравоохранения;

обучение медицинских специалистов и граждан эффективным методам профилактики заболеваний;

динамическое наблюдение за группами риска развития неинфекционных заболеваний;

оценка функциональных и адаптивных резервов организма;

прогноз состояния здоровья, консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

разработка индивидуальных рекомендаций сохранения здоровья;

организация мониторинга показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

  1. На центры здоровья, создаваемые в государственных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации, дополнительно возлагаются функции методического руководства центрами здоровья, создаваемыми в учреждениях здравоохранения муниципальных образований.

  2. На должность руководителя центра здоровья назначается лицо, имеющее высшее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

  3. В состав персонала центра здоровья в соответствии с его задачами включаются врачи-специалисты, получившие дополнительное профессиональное образование по программам в области формирования здорового образа жизни и медицинской профилактики.

  4. Оснащение центра здоровья осуществляется в соответствии с перечнем оборудования, приобретаемого для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, предусмотренным приложением № 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 10 июня 2009 г. № 302 н.